Занятия в школе могут лишь доставить рассудку или вдолбить в него добытые чужим пониманием правила, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И. Кант
Начало нового учебного года – настоящее испытание не только для учеников, но и для их родителей. Большое количество обеспокоенных мам нынешних школьников сетуют, что их дети не хотят выполнять домашнее задание, они невнимательны, рассеяны, не хотят или не могут сосредоточиться на выполнении даже совсем несложного задания, часто просят помощи родителей. А зачастую и родители не всегда могут помочь, потому что в средней и старшей школе преподаются сложные дисциплины, знания которых родители уже и подзабыли, а возможно и забыли совсем. А ведь не редки и случаи, когда дети вообще отказываются выполнять домашнее задание. Что же делать в этом случае? Как помочь ребенку?
Безусловно, учёба в школе, выполнение домашних заданий – важный нелёгкий труд. Многие ученики считают «домашку» кабалой, которую их заставляют тянуть плохие учителя и непонимающие родители. Зачем же тогда учителя из года в год задают на дом и настаивают на выполнении домашнего задания?
Домашние задания играют немаловажную роль в развитии самостоятельных учебных умений и навыков школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс обучения его не отягощает, он учится искать и находить информацию, а также учится выполнять работу качественно и в срок.
Родителям необходимо отдавать себе отчёт в том, что, несмотря на то, что свой ребёнок всегда самый лучший, он может быть наделен средними учебными способностями, и поэтому домашние задания могут вызывать определенные трудности. Мы советуем не пускать выполнение д/з на самотёк, доверьте своего ребёнка нашим специалистам, учителям-практикам с многолетним стажем. Они помогут грамотно организовать время для занятий, правильно расставить приоритеты, предоставят возможность и самостоятельно сделать домашнее задание, и ответят на все вопросы ребёнка, помогут разобраться с трудным материалом, ведь очень важно вовремя восполнить пробел в знаниях, иначе потом будет труднее наверстать упущенное. Наши специалисты обращают внимание не только на допущенные ошибки, но и обязательно замечают успехи детей, тем самым создавая положительную мотивацию к обучению. Наши учителя в доступной форме объяснят вашим детям необходимость выполнения всего того, что задают в школе. Ну и конечно, уважительное отношение к ученикам – непременное условие нашей работы!
Опираясь на данные психологических исследований, можно с уверенностью говорить о 3 группах детей. Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на до¬машнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. Соответственно способные ученики, выполняющие регулярно домашние задания, никогда не испытывают трудностей при сдаче итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).
Функции домашнего задания
Домашнее задание выполняет различные функции:
- выравнивание знаний , умений и навыков ребенка в случае, если он много уроков пропустил по той или иной или не понял какую-то сложную тему;
- стимулирование познавательного интереса ребёнка;
- развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Нужно отдавать отчет, что дети с различным складом ума изучают много предметов различных циклов, как гуманитарных, так и естественно-математических. Соответственно в каждом учебном предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ребенок их не усвоил, то он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся как на его учебных достижениях, так и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Содержание домашнего задания направлено на развитие способности думать, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных источников;
- формирование исследовательских умений ребёнка (сопоставле¬ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше. Это не так: время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий должно соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка. Занятия дни и ночи напролет могут привести к переутомлению, а то и к нервному истощению.
Уважаемые родители! Прислушайтесь к советам специалистов! Не перегружайте своих детей! Домашние задания даются ученикам с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
- В первом классе – до 1 часа;
- Во втором классе – до 1,5 часа;
- В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
- В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
- В седьмом классе – до 3 часов;
- В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Советы родителям
- Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу;
- Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
- Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка;
- Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
- Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
- Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
- Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле¬мы, связанные с подготовкой домашних заданий.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
- Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
Памятка «Как готовить домашние задания»
- Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
- Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
- Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
- Научиться находить интересующую нужную информацию с по¬мощью компьютера.
- Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
- Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
- Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
- Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
- Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
- На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
- В процессе приготовления домашнего задания необходимо де¬лать перерывы.
- Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
- Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
- Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
- Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
- Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
- Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
- Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
- Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Мы уверены, если родители прислушаются к нашим советам и будут следовать правилам, о которых было рассказано выше, то результат обучения и для детей, и для родителей будет более благоприятным.
Спасибо за статью!!!
Много полезного нашла. Никогда раньше не придавала особенного значения домашней работе.А тут все, что надо знать и родителям и детям.
Теперь вижу свои ошибки…
Будем стараться!